Автор и ведущая семинара. Руководитель психолого-логопедической группы, старший научный сотрудник. Кандидат педагогических наук, логопед высшей категории, доцент. Автор книг и публикаций по логопедии и восстановительному лечению.
Кому подойдет этот семинар
Логопедам
Дефектологам
Магистрам дефектологических факультетов
Социальным работникам
Родственникам пациентов
Наиболее частыми последствиями инсульта, черепно-мозговой травмы и нейродегенеративных нарушений являются нарушения акта глотания и голоса. Нарушения глотания приводят к возникновению аспирационных пневмоний, дыхательной недостаточности, дегидратации, нарушению энергетического обмена и водноэлектролитного баланса, питательного дефицита и психологических расстройств у пациентов. Знание принципов построения программы реабилитационной помощи позволяет проводить комплексное восстановительное лечение в остром и раннем периоде заболевания.
На лекции будут систематизированы данные по дисфагии и дисфонии, которые помогут сформировать комплексную коррекционную работу у взрослых пациентов, определить содержание индивидуальной работы. Эти знания помогут логопедам стационаров успешно справляться с ведением пациентов с дисфонией и дисфагией у взрослых с сосудистой и нейродегенеративной этиологией.
Особенностью данного обучения является комплекс практических рекомендаций специалистам по логопедической диагностике и обследованию пациентов с дисфагией и дисфонией в условиях амбулаторного и стационарного приёма. Курс включает в себя теоретический материал по анатомии и физиологии акта глотания и механизмах голосового расстройства, принципах дифференциальной диагностики клинических форм дисфагии у взрослых, приёмах коррекционно-восстановительной работы; даёт возможность получения практических навыков диагностирования и проведения индивидуальных занятий в зависимости от степени нарушения.
Помощь, которую смогут оказывать слушатели пациентам с нарушением голоса и глотания является ключом к успешной курации больных на дальнейших этапах реабилитации, достижению ими максимального уровня функционирования, социального участия и тем самым улучшения качества их жизни. Использование речевой карты и протокола функции глотания позволит правильно определить степень тяжести дисфагии, определить рекомендации по кормлению, что значительно упростит объективизацию нарушений и повысит эффективность логопедической работы.
Результат обучения
Научитесь проводить дифференциальную диагностику провести дифференциальную диагностику нарушения глотания, с опорой на протокол скринингового исследования;
Сможете сформулировать предварительное логопедическое заключение; заполнить заключение обследования, записать план по восстановительному обучению при дисфагии;
Овладеете современной классификацией дисфагий; методами коррекции различных форм нарушений функций глотания, используя стратегии поведенческих тренингов;
Ознакомитесь с методами реабилитации больных с нейрогенной дисфагией.
Каждый слушатель получает доступ к записи семинара (16 ак.часов), методические материалы и сертификат негосударственного образца.
Программа семинара
22-23 августа, с 11.00 до 18.00
Тема 1.Дисфагия.Анатомия и физиология акта глотания.
Клинические проявления дисфагии.
Виды нарушений акта глотания у детей и взрослых.
Диагностика и классификация дисфагий. Диагностика дисфагии (опрос, осмотр и инструментальные методы исследования).
Тактика ведения пациентов в остром периоде инсульта.
Особенности преодоления дисфагии у больных с неврологической симптоматикой.
Тема 2. Обзор национальных рекомендаций по питанию. Реабилитационные мероприятия при дисфагии.
Логопедическая коррекция.
Позиционирование.
Лечебная гимнастика для улучшения артикуляции и глотания (пассивные и активные методики).
Дыхательная гимнастика.
Позиционные (постуральные) методы лечения. Глоточные манёвры.
Массаж лица и шейно-воротниковой зоны. Техники массажа для улучшения глотания.
Орофациальная стимуляция.
Методы терапии слюнотечения. Ботулинтерапия. Оперативное лечение.
Зондовый массаж при дисфагии.
Электростимуляция.
Осложнения дисфагии.
Тема 3.Классификация дисфоний и методика восстановления голоса у больных с сосудистыми и нейродегенеративными нарушениями.
Дисфония при инсульте.
Классификация по степени выраженности нарушений голоса, в структуре которой выделяют афонию и дисфонию.
Классификация на основе оценки уровня поражения голосового аппарата, в структуре которой отражены и центральные, и периферические нарушения голоса.
Классификация (клиническая) на основе наличия/отсутствия органических повреждений голосового аппарата и их характера, которые, согласно их структуре делятся на органические и функциональные.
Классификация дисфоний.
Тема 4. Восстановление голоса при парезах и параличах гортани.
Комплекс гимнастических упражнений дыхательной гимнастики для лиц с нарушениями голоса.
Коррекционные логопедические упражнения.
Тема 5. Восстановление голоса при поражении лицевого нерва у взрослых. Методы речевой реабилитации.
Клиническая картина и симптоматика при поражении лицевого нерва.